Ясли-сад №152, город Макеевка, ДНР

Web-витрина

16 марта [сб]

 15.03.2023г. педагоги МБДОУ №152 участвовали в городской Web-витрине «Дидактический инструментарий для организации и проведения коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

87f3dfd901526aa36a17bd7154b97e50.jpg


Роль дидактической игры  в организации коррекционной работы с детьми  с ограниченными особенностями здоровья


Бубнова Л.И., учитель-дефектолог 

МБДОУ № 152


Я работаю с дошкольниками более 25 лет и наблюдаю, как из года в год меняются задачи образовательных программ. Несколько лет назад педагоги сами не подозревая того ограничивали способности детей рамками «образца». Сейчас, ориентируясь на новые стандарты образования, я не навязываю ребятам свои мнения и точку зрения, а наоборот, даю им возможность самореализации их потенциала. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только радость.

В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом познания окружающего мира таких детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Игра способствует всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи, способствует активизации познавательной деятельности.  При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач.

Чтобы сделать занятия интересными и увлекательными, я играю с детьми. Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период раннего развития, и предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими видами деятельности. Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования, поиск предметов. Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации педагогического процесса, и основным видом деятельности детей.

Ребёнок думает, что он просто играет и незаметно для себя начинает читать и считать, рассуждать, решать разного рода логические задачи. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес ребёнка, стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Моя задача, как педагога, при помощи дидактической игры вовлечь детей в мир знаний.

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

игры для обогащения словарного запаса;

игры на логическое мышление;

игры с геометрическими фигурами и величинами;

игры на ориентировку в пространстве и времени;

игры на развитие мелкой моторики рук;

игры с цифрами и числами;

игры для развития речи.

Игры для обогащения словарного запаса детей

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: упражнение в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

«Угадай предмет»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи.

Игры на логическое мышление.

«Какая игрушка спряталась?» 

Цель:  развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, связной речи.

«Что лишнее?»

Цель: формирование  умения выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака.

Игры с геометрическими фигурами и величинами

«Найди свою фигуру», «Подбери по форме»

Цель:  формирование у детей представления  о геометрических фигурах.

Игры на ориентировку в пространстве и времени

«Слева - справа. Сверху - снизу» 

Цель:  развитие пространственных отношений.

«Учим часики»

Цель: развитие представлений о времени.

Игры для развития  мелкой моторики рук

Шнуровки, игры с прищепками, мозаика, игры с бусинами.

Игры с цифрами и числами

«Весёлые цифры», «Числовые домики», «Поиграем, посчитаем»

Цель: формирование представлений о числах, навыках счёта.

Незаменимыми играми в работе с дошкольниками являются также очень любимые детьми палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.


Игры для развития речи

 «Составь фразу»

Цель: формирование умения образовывать предложения из слов.

«Один – много».

Цель: упражнение  в образовании множественного числа.

«Узнай на вкус»

Цель: упражнение в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.

«Составь рассказ»

Цель: обучение составлению рассказов.

Таким образом, дидактические игры – незаменимое средство обучения детей по преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста.

Игра – это самовыражение ребенка, способ его совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.


Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми с нарушением слуха

 Завгородняя Валентина Николаевна,

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

МБДОУ № 152

 

Каждому ребёнку игра доставляет радость и удовольствие. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого и социально-коммуникативного развития.

Для неслышащего ребёнка игра имеет ещё большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Дидактическая игра и игровые упражнения – необходимые формы деятельности глухого ребенка. Это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей неслышащего ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра и игровые упражнения дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, мышление.

Дидактическая игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В дидактической игре глухой ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дидактические игры и игровые упражнения развивают, главным образом, умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

Уровень развития мышления ребенка с нарушением слуха определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры и игровые упражнения являются составной частью занятия.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире. В процессе действий с игрушками и предметами, наиболее полно познается их значение, свойства и отношения.

В дидактической игре неслышащие дети наиболее естественно усваивают значения слов и фраз.

При использовании дидактических игр, достигаются положительные результаты в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи  в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями, одновременно непроизвольно активируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность дошкольника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, мышления.

При организации и проведении дидактических игр с детьми с нарушением слуха необходимо учитывать определенные особенности:

1. К каждой игре нужно тщательно готовиться: определить цель игры, продумать речевой материал, подобрать игрушки, предметы.

2. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин).

3. Во время игры и упражнений взрослому всегда нужно показывать и называть предметы и игрушки, которыми он действует.

4. Речь взрослого должна быть естественной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Речь не должна быть многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения, так ребенок научится быстрее их понимать.

5. Ребенка необходимо постоянно побуждать повторять звукоподражания, лепетные и полные слова, фразы (как он может), поощрять каждую попытку воспроизвести слова. Но нельзя настаивать. Постепенно в процессе многократного восприятия речи и высказываний он начнет и сам пользоваться этими словами и фразами.

6. При проведении совместных занятий важно использовать все возможности развития слуха малыша, расширять его представления о звуках окружающего мира. Для этого нужно стараться озвучивать любые производимые действия.

7. Взрослые могут принимать непосредственное участие в игре. Они организуют игру и направляют ее, помогают ребенку преодолевать затруднения, одобряют, поощряют (степень их участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры). При планировании серии игр целесообразно использовать различные вариативные типы игр (с учетом возрастных и психофизических особенностей детей) – словесные и настольно-печатные, с постепенным усложнением содержания, чтобы детям было доступно и интересно содержание предложенной задачи. Это позволяет повысить качество обучения, систематизировать словарный материал, сделать его доступным.

8. Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по различным темам и разделам программы обучения дошкольников с нарушениями слуха: ознакомление с окружающим, развитие артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, развитие слухового восприятия, формирования лексических понятий по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.  («Какой по цвету?», «Какой по форме?», «Прокати шарик у воротца», «Веселый счет», «Логические цепочки», «Что лишнее?», «Сложи целое», «Составь слово», «Что делает?», «Кому что нужно?», «Собери корзинку», «Кто в домике живёт?», «Мамы и малыши», «Оденем куклу на прогулку» (по сезонам), кроссворды по всем лексическим темам, игра-упражнение «Что бывает весной (летом, осенью, зимой)» и др.).

9. Последовательность игр должна планироваться с нарастанием сложности в соответствии с возрастом детей, уровнем развития слухового восприятия. Для успешного развития слуха очень важно проводить игры систематически.

10.  Игры, направленные на развитие слухового восприятия, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми детьми.

11.  Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства детей.

12.  Используемые в игре звуки должны быть звуками реальных предметов окружающего мира, знакомых детям из жизненной практики и представляющих для них определенный интерес. Только тогда звуковые впечатления приобретут определенный смысл и будут содействовать активизации мышления детей в процессе игр, максимальной мобилизации слуховых возможностей.

13.  Кроме того, на занятии необходимо научить детей взаимодействовать друг с другом.

Дидактические игры способствуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи, неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений, помогают в решении образовательно-коррекционных задач, включая формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков.

Таким образом, дидактическая игра в работе с детьми с нарушениями слуха выполняют ряд функций:

- дидактическую  (формирование соответствующих знаний, умений и навыков);

- развивающую (формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии);

- коммуникативную  (умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов);

- релаксационную (игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка);

- коррекционную (в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия).

Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования с дошкольниками, имеющими нарушения слуха.

Важно помнить, что игры принесут пользу ребенку, только если будут проводиться интересно и весело, доставлять ему удовольствие и радость. Чаще поощряйте, хвалите и подбадривайте ребенка.

В процессе совместных игр-занятий у ребенка с нарушением слуха развиваются интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности, формируются культурные нормы поведения в обществе.


Роль дидактических игр для организации и проведения коррекционной работы

с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 

Калуцких  Инна Олеговна,

учитель-дефектолог

МБДОУ № 152

 

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в “чудесный мешочек”, нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе др. Детей младшего дошкольного возраста с ЗПР в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку, кто кричит (кошка, собака, петушок и т. д.) и др. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ЗПР предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Таким образом, благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Важным условием результативного использования дидактических игр является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, учителя-дефектологи, работающие с детьми с ЗПР, учитывают следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Перед  ними стоят такие задачи:

  учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);

  выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их;

  воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;

  приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.

Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых и является дидактическая игра.

Дети с ЗПР, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным такой дошкольник также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками.  Они крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению. Поэтому требуется особая организация рабочего места ребёнка во время занятий. Целесообразно располагать игрушки и пособия в разных частях помещения, чтобы педагог и ребёнок могли буквально переходить от одной группы пособий к другой. Это позволяет увеличивать продолжительность продуктивной работы, предотвращать переутомление ребёнка.

У значительной части детей с ОВЗ наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. Отличительной особенностью игр необученных дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей никогда не встречается у дошкольников с ЗПР при их поступлении в специальные дошкольные учреждения или группы.

В процессе игры такие дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия. Необученный ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Для занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек:

1. Игрушки для нанизывания (кольца, предметные фигурки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид).

2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине).

3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме).

4. Сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки).

5. Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее).

Учитывая особую значимость дидактической игры для детского развитияпрограмма делает особый акцент на поэтапное формирование у ребенка дидактической игры. Перед учителем-дефектологом ставится задача постепенного введения дошкольников с ЗПР в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средствобщения со сверстниками. Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется программой. Используя в коррекционной работе с воспитанниками игры, учитель-дефектолог способствует развитию высших психических функций, воспитывает активность, самостоятельность, формирует навыки и умения, учит ориентироваться в окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.

Таким образом, без специального обучения игра у детей с ОВЗ не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитиеДидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.